В пригороде Санкт-Петербурга раскинулся грандиозный парковый ансамбль – Петергоф. Его называют «русским Версалем», лучшим в мире парком фонтанов. Ежегодно сотни тысяч туристов посещают этот великолепный комплекс.
В этой статье мы рассмотрим все фонтаны Петергофа с фото и названиями.
- Как появился Петергоф?
- Фонтаны Петергофа на карте
- Фонтаны Нижнего парка в Перергофе
- Большой каскад
- Фонтан Самсон
- Аллея фонтанов Морского канала
- Фонтан «Корзина»
- Воронихинские колоннады
- Лабиринт
- Фонтаны «Чаши»
- Террасные фонтаны
- Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
- Фонтан «Тритон»
- Каскад «Шахматная гора»
- Фонтаны «Римские»
- Фонтан «Пирамида»
- Фонтан «Солнце»
- Фонтан «Сноп»
- Фонтаны «Колокола»
- Фонтаны «Адам» и «Ева»
- Фонтан «Фаворитка»
- Фонтан «Китовый»
- Фонтан «Львиный каскад»
- Фонтаны «Менажерные»
- Фонтаны «Тритоны-колокола»
- Каскад «Золотая гора»
- Фонтан «Раковина»
- Фонтаны шутихи
- «Елочки»
- «Дубок»
- «Зонтик»
- «Водяная дорога»
- «Диванчики»
- Фонтаны Верхнего Сада
- Фонтаны квадратных прудов
- «Нептун»
- «Дубовый»
- «Межеумный»
- Что ещё посмотреть в Петергофе кроме фонтанов?
- Дворец Монплезир
- Музей Екатерининский корпус
- Дворец Марли
- Большой Петергофский Дворец
- Парк Александрия
Как появился Петергоф?
Во время своей знаменитой заграничной поездки Пётр I был поражён красотой Версаля и задумал устроить нечто подобное в России. Но в его планы не входило пустое подражание.
Россия стала империей, получила выход к морю, одолев непобедимых, как многие полагали, шведов. И теперь, став императором, Пётр I распорядился возвести нечто грандиозное и потрясающее своей красотой.
Как и всё, что осуществлял первый император, новая летняя резиденция должна была превзойти все прочие садово-парковые комплексы мира.
Пётр I желал иметь только лучшее и только самое грандиозное, что прославляло бы Россию и военные подвиги русской армии.
В Нижнем парке была создана система фонтанов, которая превосходит подобные сооружения других стран. Эта достопримечательность создавалась по чертежам русского инженера ещё в петровские времена.
В основу работы фонтанной системы положен принцип сообщающихся сосудов, а благодаря перепадом высот на местности не требуется использовать насосы. Вот почему именно в Нижнем парке расположились фонтаны большей высоты.
Нижний парк раскинулся на побережье Финского залива и гармонично связан с ним.
Фонтаны Петергофа на карте
Фонтаны Нижнего парка в Перергофе
Большой каскад

Большой каскад – излюбленное место для посещения туристами. Этот гигантский фонтанный комплекс из 75 фонтанов – самая узнаваемая часть Петергофа.
Обилие фонтанов, статуи героев античных мифов, плеск воды и нескончаемый людской гомон создают непринуждённое веселье и приносят ощущение праздника.
Большой каскад в парке Петергоф – это огромное и впечатляющее фонтанный комплекс, созданный по идее Петра I. Он является одним из великолепных архитектурных сооружений мира. Идея была оформить въезд в царскую резиденцию с помощью каскада и гротов.
Каскад строился одновременно с Нагорным дворцом и служил своеобразным пьедесталом для него. Он состоит из двух лестниц, соединенных арками Большого грота, центрального трехступенчатого каскада и Морского канала. Фонтаны были запущены в августе 1723 года.
Большой каскад был украшен свинцовыми золочеными скульптурами, но к концу XVIII века они потеряли свой первоначальный вид. Затем были установлены бронзовые статуи и другие скульптуры, созданные как мастерами из древности, так и российскими художниками.
Общее число скульптур составляет 225, и они придают каскаду великолепный внешний вид.
Во времена Великой Отечественной войны каскад был разрушен, но в послевоенные годы его восстановили. Сегодня Большой каскад остается одним из величайших памятников своего времени. Он также становится особенно красивым во время праздников, когда используется для костюмированных представлений.
Фонтан Самсон

Скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» – это памятник важным победам России. Он был установлен в честь 25-летия Полтавской битвы в Северной войне. В этой битве русская армия 27 июня 1709 года разгромила шведскую армию.
Самсона на пьедестале изображают в момент, когда он останавливает льва, символизирующего Швецию, и разрывает его пасть. Это событие ассоциируется с библейским Самсоном, победившим льва в молодости.
Вода, выбрасываемая из пасти льва, образует столб высотой 20 метров. Вода также вырывается веселой струев из восьми дельфинов вокруг Самсона.
Скульптурная группа была отлита из свинца по чертежам Б. К. Растрелли и установлена в 1735 году. Однако из-за износа свинца к концу XVIII века ее заменили бронзовой скульптурой М. И. Козловского.
В 1942 году во время Великой Отечественной войны статуя была утрачена, но после войны скульпторы воссоздали ее снова. Новый «Самсон» был установлен в 1947 году и стал символом не только победы, но и всемирно известным знаком Петергофа.
Аллея фонтанов Морского канала

Большой каскад фонтанов соединён с Финским заливом через Морской канал. По задумке архитектора морские суда могли подходить прямо ко дворцу. Сегодня есть возможность лишь полюбоваться Аллеей фонтанов на Морском канале.
Фонтан «Корзина»

Фонтан «Корзина» был построен в 1735 году по указанию Петра I. Архитектор — Николай Михайлович Беноа . Сооружение представляет собой огромную корзину, из которой вода бьет вверх. Эта композиция символизирует изобилие и плодородие.
Этот архитектурный элемент является частью ансамбль фонтанов Большого каскада. Это однин из характерных экземпляров барокко в российском садово-парковом искусстве.
Воронихинские колоннады

Воронихинские колоннады располагаются в западной и восточной сторонах Морского канала в Петергофе. Этот архитектурный шедевр от Андрея Воронихина представляет собой уникальное сочетание колоннад и павильонов, дополненное блеском золотых куполов. Высота полусфер достигает 9 метров. Из их вершин вытекает струя воды, создавая живописный водный спектакль.
Бегущая по куполам вода обрамляет окна павильона великолепной водяной завесой, защищая их от любопытных взглядов. Эта вода наполняет мраморные бассейны под венецианскими окнами и играет в трех позолоченных вазах-чашах на вершинах колоннад.
Галереи украшены 16 гипсовыми барельефами. Они созданы великим скульптором Иваном Мартосом.
Лабиринт

Сооружение было построено по приказу Петра I в 18 веке. Он находится в восточной части Нижнего парка, рядом с Марлинской аллеей.
Лабиринт — это прямоугольный участок с овальной площадкой в центре. Восемь дорожек идут от центра, создавая маленькие зоны с деревьями и кустами. Вокруг дорожек и границ лабиринта есть кусты липы. В лесных зонах растут яблони, есть небольшие места для сидения. В середине лабиринта находится бассейн с фонтаном.
Хотя фонтан планировался еще в 18 веке, он был добавлен позже, в середине того же века, по инициативе архитектора Ф. Б. Растрелли. Он предложил украсить фонтан скульптурой, дельфинами, рельефами, кронштейнами и вазами. Но этот план не был полностью реализован из-за больших затрат.
Лабиринт был утрачен к началу 20 века, но затем воссоздан на основе археологических исследований и старых документов.
Фонтаны «Чаши»

У подножия Большого дворца, посреди цветочных клумб, находятся два фонтана под названием «Чаши».
Архитектор Н. Микетти завершил их строительство в конце 1722 года. Первый запуск был проведен в присутствии Петра I.
Эти сооружения известны как «Большие фонтаны» из-за сильных струй. Восточный фонтан иногда называют «Французским», а западный – «Итальянским», потому что их создание велось под руководством французского и итальянского специалиста.
Изначально чаши и постаменты были сделаны из дерева, покрыты свинцом и раскрашены под мрамор. Однако в середине 19 века их заменили новыми, вырезанными из каррарского мрамора.
Эти великолепные фонтаны хорошо сочетаются с цветочными клумбами и подчеркивают мощь фонтана «Самсон«, находясь на одной линии с ним.
Террасные фонтаны

«Террасные» фонтаны названы так из-за своего расположения на склонах с восточной и западной стороны от Большого каскада.
Идея создания этих фонтанов появилась в 18 веке, но они были построены только в 1800 году по плану А. Н. Воронихина. Вначале их делали из камня, но в 19 веке заменили на белый мрамор по чертежам А. И. Штакеншнейдера, сохранив структуру и вид.
Фонтаны включают ступени, каскады и золоченые украшения, а вода из них стекает в Большой каскад.
Террасные фонтаны выделяются на фоне зеленых склонов, придают важность центральной части парка и связывают Большой каскад с другими частями парка и Большим дворцом.
Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»


Эти сооружения расположились у подножия Большого каскада и выглядят как скамьи из белого каррарского мрамора.
Изготовлены в XIX веке, автор их проекта — А. И. Штакеншнейдер.
Скамьи имеют массивные локотники, напоминающие волюты и львиные лапы. На спинках скамей есть бассейны с мраморными чашами, в которых стоят золоченые бронзовые статуи. Над западной скамьей стоит фигура Нимфы, богини реки, а над восточной — статуя Данаиды, держащей кувшин.
Эти скульптуры добавляют особый шарм пейзажу парка и считаются одними из лучших памятников Петергофа.
Фонтан «Тритон»

У здания Оранжереи есть небольшой сад на юге, где растут фруктовые деревья, овощи и цветы. В середине сада находится бассейн, из которого берут воду для полива.
В 1726 году, по задумке Петра I, архитектор Т. Усов добавил красивый фонтан «Тритон» в бассейн.
В этом фонтане Тритон, представляющий русский флот, сражается с морским чудовищем, символизирующим флот Карла XII. Тритон побеждает, разрывая пасть чудовищу. Эта сцена символизирует победу России в борьбе за Балтийское море.
Фонтан был разрушен во времена немецкой оккупации, но в 1956 году скульптурную группу воссоздали из бронзы по сохранившимся чертежам .
Каскад «Шахматная гора»

В восточной части парка есть большая открытая площадь, украшенная цветами и парными фонтанами, похожая на парадный зал под открытым небом. В центре этой площади находится каскад «Шахматная гора». Он размещен на склоне, протянувшемся по всей территории Нижнего парка. Его ступени раскрашены в шахматном порядке черными и белыми квадратами.
Каскад был задуман Петром I как «Руинный», символизируя разрушенную крепостную башню и победу русских войск над шведскими крепостями. В его проектировании участвовали такие архитекторы, как И. Браунштейн, М. Земцов, Т. Усов, И. Бланк, И. Давыдов.
В 30-х годах XVIII века облик каскада изменился. Появились три крылатых драконов, как бы защищающих верхний грот. Так фонтан получил еще одно «Драконова гора». Драконы изрыгают воду, создавая водопады и закрывая вход в нижний грот.
На боковых пьедесталах рядом с каскадом стоят мраморные статуи десяти античных богов. Они были созданны в петровскую эпоху итальянскими мастерами. Как и другие статуи в парке, они символизируют морские победы, политические успехи и процветание России.
В 1941 году в начале войны все мраморные статуи были сняты и спрятаны в землю. В 1953 году разрушенный каскад был восстановлен по рисункам конца XVIII века, и статуи вернулись на свои места.
Фонтаны «Римские»

На северной стороне перед каскадом «Шахматная гора» есть два одинаковых фонтана, называемых «Римскими». Их название связано с тем, что они напоминают водометы на площади перед собором Святого Петра в Риме.
Идея создания этих фонтанов появилась в начале XVIII века, но они были построены только в 1739 году по проекту архитекторов И. Я. Бланка и И. П. Давыдова. Изначально фонтаны были из дерева, но в 1800 году архитектор Ф. П. Броуэр переделал их в гранит и мрамор.
«Римские фонтаны» представляют собой типичные двухъярусные фонтаны XVIII века. Высокие струи воды, разбиваясь о края мраморных чаш, образуют красивую водную пену. На многогранных постаментах видны золоченые украшения: гирлянды, венки, раковины и маскароны.
На южной стороне от «Римских фонтанов» в середине XVIII века садовник Бернгард Фок создал цветочные клумбы, расположенные на заниженном газоне, который называется «буленгрине». Оформление этих клумб повторяет форму бассейнов фонтанов.
Фонтан «Пирамида»

Фонтан «Пирамида» в Петергофе считается одним из самых красивых и уникальных. Этот фонтан потребляет самое большое количество воды среди всех фонтанов в Нижнем парке. За секунду он использует около 100 литров воды.
Постройку «Пирамиды с маленькими каскадами» начали по указу Петра I и с чертежом Н. Микетти. В 1724 году М. Г. Земцов завершил строительство фонтана, который получил мраморную отделку только в конце XVIII века. Фонтан представляет собой семиступенчатую пирамиду с четырехгранным основанием, созданную из 505 водяных струй
Форма обелиска полностью формируется водой. Этот великолепный фонтан в Петергофе имеет глубокий символический смысл. В начале XVIII века в русской армии принято было устанавливать обелиски, напоминающие пирамиду, в конечных точках и в местах сражений.
Таким образом, фонтан на берегу Финского залива, напоминающий триумфальный обелиск, стал своеобразным памятником победе русских войск в Северной войне.
С первого дня существования этого сложного технически фонтана его принцип работы остается неизменным.
Фонтан «Солнце»

Традиция содержания редких птиц и животных в садах нашла отражение в Нижнем парке. В 1719 году архитекторами И. Браунштейном и Ж.-Б. Леблоном был создан Менажерейный сад для зверинца, задуманного Петром. Большую часть сада занимал Менажерейный пруд, где содержали лебедей и редких водоплавающих птиц.
В 1724 году архитектор Н. Микетти превратил зверинец в парадный сад, а Менажерейный пруд украсил скромным фонтаном.
Полвека спустя, при императрице Екатерине II, в пруду устроили царскую купальню по проекту архитекторов И. Яковлева и Ю. Фельтена. Фонтан «Солнце» был переделан и украшен бронзовой колонной с золоченными дисками.
Водяное «Солнце» – прекрасный образец механического фонтана XVIII века, который был восстановлен после Великой Отечественной войны и заработал вновь в 1956 году.
Фонтан «Сноп»

Мощный фонтан «Сноп» расположился в глубоком бассейне диаметром 12 метров и является главным водометом ансамбля Монплезирского сада.
Кордон фонтана изготовлен из пудостского камня, украшен туфом, а дно бассейна выложено черными и белыми мраморными плитами. В середине бассейна на туфовом постаменте поднимается центральная струя на высоту четырех с половиной метров, вокруг нее расположены два яруса из двадцати четырех наклонных струй, напоминающих большой сноп колосьев.
Фонтан «Сноп» символизирует плодородие и богатство, будучи аллегорией мощи и процветания Российской империи в XVIII веке.
Итальянский архитектор Н. Микетти построил фонтан по чертежу Петра I, а гидротехническим устройством занимался французский мастер Поль Суалем. Первая проба фонтана прошла успешно в апреле 1723 года.
В своих размерах и художественном оформлении фонтан «Сноп» гармонично сочетается с «Монплезиром» — любимым летним дворцом Петра I.
Фонтаны «Колокола»
В центре каждого из четырех уровней Монплезирского сада, задуманных Петром, находятся фонтаны «Колокола» с золочеными скульптурами.
Построены они в 1721-1723 годах по чертежам Н. Микетти вместе с центральным фонтаном «Сноп». В 1817 году старые свинцовые статуи заменили бронзовыми, созданными по восковым моделям И. Мартоса.
На северо-западном уровне сада «Монплезир» фонтан украшают скульптуры Аполлона, известного как «Аполлино», и статуя Психеи, копия работы Антонио Кановы.


На юго-восточном уровне стоит копия «Фавна с козленком», а на юго-западном – «Вакх», копия работы Якопо Сансовино.


Основания фонтанов также разные: два в виде вазы с акантовыми листьями и два в виде колонн с каннелюрами, созданные Н. Микетти.
Вода поднимается по скрытым в пьедесталах трубам. Над скульптурами стоят диски, с которых стекает вода и создает прозрачные колокола, отсюда и название «Клоши».
Статуи были спасены во времена Великой Отечественной войны и сохранились до наших дней, а пьедесталы были восстановлены после войны.
Фонтаны «Адам» и «Ева»
На аллее, недалеко от Морского канала, находятся два фонтана «Адам» и «Ева».
Когда Петр I обустраивал свою загородную резиденцию, он заказал создание этих статуй у венецианского скульптора Джованни Бонацца. В 1718 году Бонаццо сделал копии скульптур Антонио Рицци, мастера Возрождения.
Фонтан «Адам» был завершен к 1722 году, хотя статуя была установлена два года ранее.

Фонтан «Ева» с центральной фигурой заработал в 1726 году.
В те времена «Адам» и «Ева» символизировали Петра I и Екатерину I как прародителей Российской империи.
Фонтаны тесно связаны с геометрической планировкой аллей: бассейны имеют восемь граней, соответствующих дорожкам. В центре каждого фонтана стоит мраморная скульптура, окруженная водяными струями.
В XVIII веке вокруг фонтанов были трельяжные беседки, защищающие от погоды. В настоящее время их заменяют современные постройки. Сами фонтаны остались неизменными с XVIII века.

Фонтан «Фаворитка»

Согласно идее Петра I, вдоль Морского канала планировали создать ряд фонтанов с сюжетами из басен Эзопа, которые несли политический смысл.
Фонтан «Фаворитка», созданный М. Земцовым в 1725 году, напоминает об этой идее. Он находится за колоннадой и изображает четыре утки в бассейне, за которыми гонится собачка Фаворитка.
Фигуры животных изначально были вырезаны из дуба, а затем отлиты из меди. Из уток и мопса бьют водяные струи, Фаворитка лает, а утки крякают.
В XVIII веке звуки создавались вибрацией пластинок в медных трубках внутри фигур. Сейчас под бассейном фонтана находится водяное колесо, которое крутится под действием воды, и приводит фигуры в движение.
Во времена немецкой оккупации фонтан разрушили, исчезли все скульптуры, кроме одной уточки, найденной в 1946 году. Восстановлен в 1957 году. Теперь утки снова весело кружат по бассейну, а лающая Фаворитка все еще пытается их догнать.
Фонтан «Китовый»

На западе Нижнего парка, близ склона между Львиным каскадом и Большим дворцом, находится Песочный пруд. Его выкопали в 1724 году для нового гранитного каскада, но работы не закончили. Тогда пруду дали имя «Песочный».
В 1738 году решили улучшить водоем, углубив его и приукрасив берега. В 1740 году в центр пруда поставили крупную деревянную скульптуру «похожую на рыбу-кита» с водными эффектами из головы. Вокруг нее в воде были свинцовые морские быки.
К концу XVIII века скульптуры стали утрачивать свое великолепие. На их месте установили фонтан мастера Ф. А. Стрельникова в стиле менажерного. Из пруда поднимался водяной столб, окруженный четырьмя золочеными дельфинами.
В XIX веке фонтан разобрали, и лишь в 1963 году его восстановили. Несмотря на изменения в скульптурном декоре, оригинальное имя «Китовый» сохранилось.
Фонтан «Львиный каскад»

Согласно идее Петра I, у каждого дворца в Нижнем парке должен быть свой каскад. Поэтому идея строительства нового каскада возникла, когда строили Эрмитаж. Архитектор Н. Микетти создал первый проект этого фонтана в 1720 году, но его не воплотили в жизнь.
План был осуществлен только в 1801 году, когда построили Эрмитажный каскад. Он представляет собой бассейн с водопадными уступами, украшенный бронзовыми скульптурами львов, созданными И. Прокофьевым. Каскад получил название «Эрмитажный» или «Львиный» из-за места или декора.
В 50-х годах XIX века Эрмитажный каскад разобрали из-за разрушений. Затем, по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера, построили новый, который стали называть «Львиный». Старые скульптуры львов поставили по бокам колоннады.
В центре бассейна на скале установили статую нимфы Аганиппы, созданную по модели Ф. П. Толстого. Эта нимфа считалась покровительницей источника у подножия горы Геликон, от которого, по легенде, получали вдохновение поэты.
Львиный каскад — единственный из четырех каскадов Нижнего парка, расположенный на нижней террасе, а не на склоне. В 2000 году провели реставрацию Львиного каскада, завершив послевоенное восстановление фонтанов в Нижнем парке.
Фонтаны «Менажерные»

Фонтаны внизу каскада «Золотая гора» называются менажерными. Высокие водяные столбы высотой 15 метров создают мощное впечатление. При этом они экономично используют воду. Название «Менажерный» происходит от французского слова «menager», что означает «экономить».
Тайна этих фонтанов заключается в особой конструкции, предложенной самим Петром I и сделанной по его собственному чертежу. В трубу диаметром 30 см вставлен перевернутый медный конус на конце струи. Вода проходит через конус под высоким давлением и выбрасывается через узкую кольцевую щель. При этом образуется пустой столб, который создает впечатление огромной силы. Эта конструкция насадок актуальна и по сей день.
Во второй половине XVIII века вершины водяных столбов фонтанов украшали золоченые медные шары, поднимаемые и удерживаемые на вершине струй. Когда фонтаны отключались, шары опускались в медную решетку.
Фонтаны «Тритоны-колокола»

Миниатюрные фонтаны «Тритоны» появились на берегу Марлинского пруда в конце 20-х годов XVIII века.
Скульптуры четырех одинаковых мальчиков-тритонов, держащих в руках плоские чаши, отлили в Англии в 1721 году по рисунку архитектора И. Браунштейна.
Первоначально «Тритоны» предназначались для украшения Большого каскада, однако их остроумно приспособили для устройства фонтанов, композиционное решение которых несложно и изящно. Из чаш над головой «Тритонов» били по четыре водяные струи.
В конце XVIII века устройство фонтанов изменили, и вода стала бить в виде водяных колоколов. С тех пор фонтаны получили название «Клоши», что в переводе с французского означает «Колокола». Вода на выходе ударяется о бронзовую заслонку и образует прозрачный водяной колокол.
Переливаясь через края чаши, которую держит над головой Тритон, вода окружает его фигуру тонкой пеленой. «Тритоны-Колокола» простояли на своем месте до войны и были украдены немецкими солдатами.
В 1954 году скульптор А. В. Гуржий создал новых бронзовых «Тритонов», ориентируясь на довоенные фотографии. В этих фонтанах используется вода, поступающая от расположенных южнее двух Менажерных водометов.
Каскад «Золотая гора»

Марлинский каскад находится на наклоне западной части Нижнего парка. Идея для него пришла из французской королевской резиденции «Марли ле Руа», которую Петр I посетил в 1717 году. Архитектор Н. Микетти разработал план для каскада с учетом указаний Петра и местности, но проект не был полностью реализован из-за смерти Петра.
М. Земцов продолжил работы. Каскад был украшен мраморными и свинцовыми золочеными статуями богов и героев, а ступени облицованы белым мрамором. Медные золоченые листы покрыли вертикальные стенки ступеней, создавая игру света. К 1732 году каскад приобрел свой облик, а последующие изменения затрагивали только скульптурное оформление.
В XIX веке утерянные свинцовые статуи были заменены копиями античных оригиналов из итальянского мрамора.
Тема морского владычества России прослеживается в скульптурном убранстве каскада. Статуи Нептуна, Тритона и Вакха украшают аттик, а золоченые маскароны морских чудовищ начинают движение воды. Скульптура «Андромеда» работы П. Баратта считается одной из лучших. Вода с каскада попадает в бассейн, где стоит статуя Флоры.
В годы войны многие скульптуры были спасены, но сам каскад пострадал. Послевоенная реставрация восстановила его, и в 1973-1980 годах провели капитальный ремонт. В 2013 году начались новые реставрационные работы, которые завершились в 2015 году.
Фонтан «Раковина»

В глубине Петергофа, за Банным корпусом «Монплезира», расположен Китайский сад, где находится фонтан «Раковина».
Этот живописный уголок был создан в 1865-1866 годах, одновременно с постройкой новой «императорской ванны» вместо старой деревянной бани времен Петра I. Архитектор А. Ган разработал проект сада и составил его описание, так как окна и двери нового здания выходили именно в этот сад.
Миниатюрный и живописный, сад окружен Банным корпусом, Ассамблейным залом и морской балюстрадой. Благодаря особенностям ландшафтного дизайна, его назвали Китайским садиком.
Естественная красота сада подчеркнута узкими дорожками, небольшими клумбами, изящными мостиками через ручей и насыпным холмом, по склону которого течет небольшой каскад. Вода падает с краев мраморной чаши в форме раковины, создавая мелкий бассейн неопределенных очертаний.
Тихое журчание фонтана «Раковина» гармонирует с романтическим пейзажем этого уединенного уголка Петергофа. Две дорожки плавно спускаются с холма, обнимая бассейн и возвращая посетителей в этот тихий и мечтательный мир.
Создание Китайского сада потребовало мастерства садовников Бальтазара и Эрлера, так как местность была низкой и влажной. Сам фонтан был изготовлен Т. Штокмаром.
В начале XX века садик и фонтан пришли в запустение, но после разрушений, нанесенных войной, он был восстановлен в 1956 году.
Фонтаны шутихи
В восточной части парка посетителей поджидают фонтаны — шутихи. Струи воды из таких устройств могут неожиданно облить водой замешкавшегося туриста.
Не менее популярны, как и в прежние века, фонтаны, спрятанные за скамейками. Они включаются всегда неожиданно и окатывают водой с ног до головы всех, кто окажется рядом.
Конечно же особой любовью такие забавы пользуются у детей. Поэтому отправляясь на прогулку в Петергоф следует взять с собой сменную одежду.
«Елочки»

«Елочки» — это группа из трех маленьких фонтанирующих металлических деревьев, расположенных в рядом с Оранжереей.Оригинальный фонтан был создан в 1784 году мастерами И. Кейзером и Ф. А. Стрельниковым.
Состоят фонтаны из трубок покрытых проволочной «хвоей». Они выглядят как настоящие ели, но когда вы подходите ближе, из веток начинают бить тонкие струйки воды.
Фонтанный комплекс «Елочки» был воссоздан в 1958 году при участии слесаря-фонтанщика А. Смирнова.
«Дубок»

Фонтан-шутиха «Дубок» был задуман в 1735 году скульптором Б. К. Растрелли и изначально украшал один из круглых бассейнов Верхнего сада. Он сверкал на солнце благодаря позолоченным листьям.
В 1802 году мастер Ф. А. Стрельников установил его в нынешнем месте — в одном из зеленых боскетов рядом с Монплезирской аллеей с западной стороны. Фонтан «Дубок» окрасили под «натуральное дерево» и превратили в фонтанный комплекс с несколькими «водяными забавами».
Сооружение состоит из ветвистого полого ствола дерева высотой в шесть метров.Он покрыт свинцом, имитирующим кору. Ствол наполняется водой от корня до кончика каждой ветки, а затем вода вырывается наружу.
Вокруг «Дубка» размещены большие фонтанирующие «тюльпаны», а рядом стоят две деревянные скамьи. Позади скамей спрятано 41 трубочек, из которых неожиданно появляются серебристые струи воды, обливая проходящих мимо гостей.
В 1953 году мастера Лаврентьевы воссоздали волшебное дерево по сохранившимся рисункам и по одной уцелевшей веточке с листьями.
«Зонтик»

Фонтан «Зонтик» появился в 1796 году. Его создал архитектор Ф. Броуэр, вдохновившись «китайскими» постройками в Царском Селе.
Фонтан выглядит как зонт: у него толстый столб с широким ярко-зеленым козырьком, на верхушке которого деревянный резной цветок. Столб окружен стульями с резными подлокотниками.
Когда люди собирались под этим козырьком, из ста шестидесяти четырех трубочек, спрятанных за красивыми резными декорациями, начинали бить струи воды, образуя плотный водяной занавес.
В 60-х годах XIX века форму козырька изменили, чтобы он стал похож на гриб-мухомор. На протяжении почти ста лет фонтан называли «Грибок».
В 1949 году, при реставрации, вернулись к первоначальному виду и названию, но имя «Грибок» все равно часто используется среди жителей Петербурга.
«Водяная дорога»

В мае 2001 года в Нижнем парке на Монплезирской аллее, рядом с Римскими фонтанами, появилась фонтан-шутиха «Водяная дорога». Он не работал на протяжении 280 лет.
Его создал архитектор Н. Микетти по задумке Петра I, и первый запуск произошел в 1721 году. По замыслу царя, часть аллеи внезапно закрывалась водяной аркой из трехсот струй, и все проходившие мимо становились мокрыми с головы до ног. В те времена эту шутку называли «Мочильной дорогой». Однако вскоре после открытия фонтан исчез, вероятно, из-за такой грубой шутки.
При восстановлении «Водяной дороги» использовались сохраненные рисунки и описания фонтана из 20-х годов XVIII века.
Режим работы фонтана был изменен: если в прошлом фонтан включался неожиданного, то теперь он работает по расписанию. Водяную дорогу запускают три раза в день по одной минуте в 13:00, 14:00 и 15:00.
Петергофские фонтаны-шутихи – это уникальные действующие образцы «водяных забав», которые были распространены в королевских парках Европы в XVII-XVIII веках.
«Диванчики»

На южной части Монплезирского сада скрыты старинные водяные развлечения времен Петра I, известные как фонтаны-шутихи «Диванчики». Эти фонтаны являются самыми древними из сохранившихся до наших дней. Они были созданы по чертежам Н. Микетти, которые сам Петр I доработал, и впервые испытаны водой в 1723 году. С тех пор их внешний вид не изменился.
«Диванчики» представляют собой типичные для XVIII века парковые конструкции трельяжного типа с решетчатыми спинками и ножками. На выгнутых спинках укреплены маскароны тритонов – декоративные скульптуры 20-х годов XVIII века.
Скульптор придал этим мифологическим персонажам человеческий облик, но с фантастическими чертами. Головы тритонов выглядят так, будто они только что появились из воды. Волосы их взлохмаченны, а глаза испуганно всматриваются вдаль.
Если попробовать подойти к дивану, то из маскарона начинают вылетать водяные «язычки» и брызги, и одновременно поднимаются высокие водяные струи из каменных площадок перед «Диванчиками».
Во времена Петра I эти шутки называли «мочильными местами». Гости из дворца «Монплезир» шли по крытым аллеям (исчезли в середине XVIII века) к «Диванчикам». Здесь их встречали веселые сцены: водяные струи «застигали» дам в платьях и их кавалеров. Сам Петр веселился, наблюдая за этим.
Сегодня «Диванчики» в Монплезирском саду стали любимым развлечением для детей.
Фонтаны Верхнего Сада
Фонтаны квадратных прудов
В 1721 году по указу Петра I были вырыты квадратные пруды в Нижнем парке, чтобы сохранять воду для фонтанов. Изначально они не были украшены фонтанной декорацией.
В 1737 году в эти пруды добавили свинцовые золоченые скульптуры, созданные по моделям Б. К. Растрелли. На западном пруду была установлена группа «Купание Дианы», изображающая богиню охоты с нимфами, собаками и дельфинами. На восточном пруду появились фигуры речного бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженные сиренами и дельфинами.
К концу XVIII века свинцовые скульптуры потеряли свой блеск, и в каждом пруду остались только по шесть золоченых дельфинов. В начале XX века бассейны прудов украшали мраморные скульптуры «Весна» и «Лето» из XVIII века.
После реставрации их заменили статуя Венеры Италийской и молодого бога Аполлона. Скульптуры дельфинов для фонтанов были отлиты из бронзы по сохранившимся образцам.


«Нептун»

В парке есть большой бассейн, и в середине которого стоит фонтан «Нептун». На столбе из гранита находится бронзовая статуя бога морей с короной и трезубцем. Вокруг статуи расположены всадники на морских конях и тритоны на драконах и дельфинах.
Этот бассейн был создан при Петре I, и в 1730-х годах его украсили золочеными свинцовыми скульптурами по дизайну Б. К. Растрелли. В середине бассейна появилась большая композиция «Колесница Нептуна», а на южной стороне бассейна была статуя «Зима» на трех уровнях.
В конце XVIII века «Колесницу Нептуна» заменили бронзовой композицией из Германии, приобретенной Павлом I. Эта композиция была создана в 1650-х годах и считается великим произведением искусства XVII века. «Зима» была заменена бронзовой копией статуи Аполлона Бельведерского.
Во время Великой Отечественной войны скульптуры были украдены и отправлены в Германию. Позже их вернули, установили на прежние места, и статую Аполлона воссоздали по гипсовому слепку.
«Дубовый»

В Верхнем саду, ближе к Большому дворцу, есть фонтан «Дубовый». В круглом бассейне, на островке в виде морской звезды, стоит скульптура «Амур, надевающий маску», сделанная в 1809 году скульптором Д. Росси. Вокруг Амура расположились шесть дельфинов, из пастей которых бьют струйки воды.
Фонтан «Дубовый» получил свое название из-за бассейна, который был создан в 1730-х годах и изначально украшался свинцовым золоченым дубом, окруженным тритонами и дельфинами.
Дерево было создано Б. К. Растрелли, но позже его убрали из бассейна и использовали при создании другого фонтана в Нижнем парке. Название «Дубовый» осталось, хотя сама композиция фонтана менялась. Вблизи фонтана «Дубовый» в Верхнем саду есть мраморные фигуры А. Бонацца, созданные в 1757 году.
С начала правления императрицы Елизаветы Петровны в бассейне фонтана «Дубовый» каждый год 1 августа совершался ритуал водосвятия для полковых знамен всех военных частей в Петергофе. Эта традиция возродилась и продолжается в настоящее время.
«Межеумный»

Фонтан «Межеумный» находится в центре Верхнего сада, рядом с главными воротами. На этом фонтане есть бронзовые фигуры морского дракона и четырех дельфинов, из-под пастей которых поднимаются струи воды.
Его название «Межеумный» или «Неопределенный» появилось потому, что украшения фонтана часто менялись. Изначально в бассейне, созданном в 1730-х годах, стояла группа свинцовых скульптур под названием «Андромеда». К концу XVIII века ее заменили композицией с морским драконом и четырьмя дельфинами.
В XIX веке декор фонтана менялся дважды, и после войны, во время восстановления, вернули бронзового дракона и дельфинов на их места.
Что ещё посмотреть в Петергофе кроме фонтанов?
Дворец Монплезир
Интересно посетить расположенные здесь же дворец Монплезир, выстроенный в соответствии с личными пристрастиями Петра I.
Именно таким он видел удобное для жизни пространство и лично указал место для строительства. Здесь часто устраивались приёмы, а Екатерина Великая любила проводить здесь ужины для приближённых.
Коллекции живописи и фарфора, представленные во дворце, были собраны самим первым императором.
Музей Екатерининский корпус
В этом здании, выстроенном в годы правления Елизаветы, проживала Екатерина II будучи женой наследника престола.
Флигель этого корпуса она покинула в день переворота, чтобы взойти на престол, вместо свергнутого супруга.
Дворец Марли
В западной части Нижнего парка выделяется дворец Марли. Почти сразу он превратился в своеобразный склад предметов, так или иначе связанных с именем Петра.
Неподалёку раскинулся Марлинский сад, поделённый на сад Бахуса, где предпринимались попытки выращивать виноград, и сад Венеры – для выращивания фруктов.
В Марлинском пруду содержали, а позже стали разводить рыбу для царских трапез.
Большой Петергофский Дворец
Неизменно много желающих посетить Большой дворец, куда выстраиваются огромные очереди. Поэтому, если нет возможности попасть внутрь в составе экскурсионной группы, лучше отложить это до сезона, когда в парке будет меньше народа, то есть когда фонтаны будут отключены.
Изначально дворец был довольно скромен, но после перестройки по подобию Версаля стал роскошен и помпезен. Из-за вытянутого фасада здание кажется больше, чем есть на самом деле. В царской России здесь проходили приёмы, балы и прочие торжества.
Внутреннее убранство и сегодня поражает гостей своей роскошью:
- деревянная резьба с позолотой;
- знаменитые скульптуры — времена года;
- богатая роспись стен и многие другие элементы привлекают сюда посетителей.
В залах дворца представлена старинная мебель, изделия из фарфора и бронзы, парадные портреты хозяев дворца – российских императоров, а также картины с изображением победных сражений российского флота.
Парк Александрия
Ещё один парк, который непременно следует посетить, находясь в Петергофе – Александрия. Это летняя резиденция Николая I, имя которой дано в честь императрицы Александры Фёдоровны, его жены.
Обустройство резиденции началось со строительства Коттеджа. Дом получился уютным и удобным, а его расположение среди аллей и лужаек петергофского парка, дало императору возможность именовать себя «петергофским помещиком».
Здесь же открыт для посещения Фермерский дворец, он был летней резиденцией императора Александра II и его супруги.
Великая Отечественная война принесла много разрушений в парковый комплекс. Эвакуировать смогли далеко не всё, поэтому на месте приняли решение закапывать скульптуры. К сожалению, это пагубно сказалось на их состоянии.
Другая часть экспонатов была попросту вывезена в качестве трофеев и сегодня нет сведений об их местонахождении. Артиллерийский снаряды стали настоящей бедой для скульптур и фонтанов. Реставрационные работы начались ещё до окончания войны и длятся до сих пор. Восстановление царских построек требует больших усилий и немалых денежных затрат.
Петергоф – великолепный памятник деяниям Петра, он словно олицетворяет собой его амбиции и стремления.
Фонтаны Петергофа на протяжении столетий радуют и восхищают своих гостей.
За время существования этого дворцово-паркового ансамбля не появилось ни одной достопримечательности, способной затмить его красоту.
Это место обязательно стоит посетить, чтобы воочию увидеть «русскую столицу фонтанов».